четверг, 9 апреля 2015 г.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ № 71 г.о.Тольятти 
Погорелова Оксана Николаевна
Урок русского языка по ФГОС
 Класс: 5
Предмет: русский язык
Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.
№ урока: 128
Тип урока: открытие нового знания
Форма проведения: игра-путешествие
Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Ключевые слова: имена существительные, части слова, ударение, падеж, число, шипящие согласные и ц.
Виды работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Цели урока:
- деятельностная:  сформировать способность опознавать существительные в речи, применять правило правописания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи с применением данной орфограммы;
- содержательная:  сформировать представление о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.


Планируемые  результаты:
·        личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; креативных способов  в деятельности; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки
·        предметные: способствовать формированию понятий  «часть речи», «часть слова», «ударение», «падеж», «число», «шипящие согласные и ц», неповторимости и уникальности русского языка; осуществлять выбор написания букв о/е в словах.
·        метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной      информации:
Познавательные УУД:
ü выделять главное;
ü подводить  информацию до ключевых понятий;
ü искать пути решения проблемы;
ü строить логически обоснованные рассуждения;
ü группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. 
ü анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
ü вычитывать все уровни текстовой информации;
ü преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять различные виды планов ответов.
Коммуникативные УУД:
ü использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;
ü отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
ü формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
ü управлять своим поведением (контроль,  самокоррекция, оценка своего действия).
ü планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
ü соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные УУД:
ü самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
ü выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
ü сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
ü в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии;
ü определять степень успешности работы.

Средства обучения: компьютер учителя, компьютер ученика, проектор, ЭОР, учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм, карта путешествия, конверт с заданием, карточки с картинками на изучаемую орфограмму, карточки со словами.

Структура урока:

I. Организационный момент (1 минута)
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний (8 минут)
III. Поиск решения проблемной ситуации (11 минут)
IV. Физминутка (5 минут)
V. Закрепление полученных знаний (8 минут)
VI. Самостоятельное применение знаний (6 минут)
VII. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты)
VIII. Рефлексия  (3 минуты)

Литература:
1.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова.-М.:Просвещение,2014 г.
2.Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Учебное пособие/ Т.И.Павлова,Л.Н.Гунина.
3.Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ.5класс/Н.Н.Соловьева.


Ход урока:
I. Организационный момент (1 минута)
Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». Запишите эти слова после даты  в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.
Но сегодня у нас с вами необычный урок, я вам предлагаю совершить небольшое путешествие  в страну «Орфографию». Слайд №1
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний (8 минут)
Учитель: На каждой парте  у вас лежит маршрутный лист-карта нашего путешествия                                
Чтобы достичь финиша, где спрятан  клад, вам необходимо пройти ряд  испытаний-заданий. Ну как? Вы  готовы?
Ученики: Готовы!
Учитель: Тогда  в путь!
Учитель: Вот наше первое испытание: «Лингвистические задачи». Решите их и сформулируйте проблему урока, подобрав  слова  к  данным иллюстрациям. Будьте внимательны: обозначив название предмета, не забудьте выполнить к нему задания, выделенные в рамке справа. Запишите новообразованные слова в рабочую тетрадь.
 (Демонстрация слайдов №2, №3, №4, №5,№6, №7 и выполнение заданий).       
Учитель: Давайте проверим, какие слова вы записали.
Ученики: мячом, обручем; плащом, овощем; пляжем, гаражом; ландышем, малышом; птенцом, зайцем. Слайд №8
Учитель: Как вы думаете, можно ли все записанные вами слова объединить в одну группу?
Ученики:нет.
Учитель:Почему?
Ученики: потому что у них после шипящих пишется то буква о, то е.
Учитель: Какая возникает проблема?  
Ученики: как не ошибиться в написании букв о/е после шипящих?
Слайд №9 (проблема урока). Слайд №10
Учитель: Давайте попробуем  сформулировать тему, исходя из данной проблемы.
Ученики: предлагают свои версии и формулируют тему урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных» Слайд №11  

Учитель: Запишем  тему  урока в рабочую  тетрадь. Слайд №12

Учитель: Ребята, а что нам надо знать для того, чтобы решить проблему урока?  На какие знания мы должны опереться?
 Ученики: предлагают свои версии задач урока:
 1) знать признаки имени существительного;
2) определять ударение в словах;
3) выделять окончания в словах;
4) знать шипящие и ц, выделять их в слове.
Учитель: Молодцы! Вы смогли определить проблему и тему сегодняшнего занятия. Вот и преодолели мы первое препятствие. Продолжим наше путешествие. Посмотрите на карту-маршрут. Что нас ждёт?  Слайд №13
 Ученики: новое задание «Живая орфограмма»

III. Поиск решения проблемной ситуации (11 минут)
Учитель: Верно. Нас ждёт второе задание-испытание «Живая орфограмма». На интерактивной доске появляются слова с пропущенными буквами: луч..м, красавиц..й
 Слайд №14
Учитель: Ребята, вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. (Один ученик выполняет данное задание у доски самостоятельно). Назовите свои ответы.
Ученики: лучом, красавицей
Учитель: Объясните, почему именно эти буквы вы вставили? С чем это связано?
Ученики:  под ударением написали букву о, а в безударном положении-букву е. Пропущенная буква находится в окончании слова и стоит после шипящей и буквы ц.
Учитель: Можем ли мы сами сформулировать правило?
Ученики: да. В окончаниях существительных после шипящих  и ц под ударением пишем букву о, а в безударном положении – букву е.
Учитель: А теперь давайте проверим себя, обратившись к «Книге мудрости» (учебник). Правы ли мы? Слайд №15

Чтение правила на странице 76.
Учитель: Посмотрите внимательно,  как  на письме выделяется данная орфограмма?
Ученики: ставим в слове ударение, выделяем окончание, подчёркиваем шипящую согласную или букву ц двумя чертами, а букву о/е – одной чертой.
 Слайд №16 (Орфограмма)
Учитель: Выделите  у себя в  тетрадях эту орфограмму.
Учитель: Молодцы, ребята, вы преодолели уже два препятствия, но по карте мы видим, что наша цель ещё не достигнута. Давайте продолжим путешествие.

И впереди  третье задание-испытание  «Тайный конверт». Слайд №17
Учитель:  Ребята, чтобы решить третью задачу, нам надо отыскать «тайный конверт». Посмотрите внимательно вокруг. Нет ли где незнакомого предмета-конверта? (конверт прикреплён под одной из школьных парт).
Ученики: Ура! Нашли!
Учитель: Но что в нём? Давайте посмотрим.
(письмо с заданием: составьте алгоритм «Как не ошибиться в написании буквы о/е после шипящих и ц?»)
Учитель: Перед нами стоит непростая задача, но всё же давайте попробуем её решить. Вспомним, что такое алгоритм (последовательность шагов в решении какой-либо проблемы, задачи.
(При каждом правильном ответе учащихся  на интерактивной доске появляются шаги алгоритма:

1 шаг: Нахожу и подчёркиваю шипящую букву
2 шаг: Выделяю  окончание  существительного
3 шаг: Ставлю ударение
4 шаг: Если окончание ударное, пишу букву О
5 шаг: Если окончание безударное, пишу букву Е)
Слайд №18
Учитель: Здорово! Мы с вами приближаемся к середине нашего путешествия. И скоро привал, но на пути  новое задание-испытание  «Лабиринт» Слайд №19
Учитель: Ребята, что это?  (на интерактивной доске появляется кроссворд, состоящий из пяти слов). Слайд №20
Ученики: кроссворд.
Учитель: Давайте его отгадаем, пользуясь алгоритмом нашей орфограммы.  (Учащиеся отгадывают кроссворд, по одному  подходя  к доске и записывая отгаданное слово. Весь класс делает записи в тетрадях).

Задания к кроссворду:
-Доскажите строчки: 1.Живёт он ниже … (этажом).
                                     2. Тебе буду я … (отцом).
                                     3. Спрячусь за высокой …(рощей).
                                     4. Скрипну ночью … (половицей).
                                     5. Штурмом правила возьмём
                                         И в снегу, и под … (дождём). Слайд №21
Учитель: А как вы думаете, почему в этом кроссворде только пять слов? Ученики: потому что все они на одну орфограмму.
 Есть ли среди них лишнее слово? Почему?
 Ученики: да, слово «дождём», в нём гласная ё не после шипящей.
Учитель:  На какую орфограмму  данные слова?
 Ученики: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».  
Учитель:  Так когда же в словах после шипящих и Ц мы пишем буквы О/Е?

Ученики: формулируют правило: «В окончаниях существительных после шипящих и ц  под ударением пишем букву о, а в безударном положении – букву е.

IV. Физминутка (5 минут)
Учитель: Молодцы, ребята! Привал! Слайд №22
- А отдыхать  мы с вами будем сегодня тоже необычно: я вам буду по очереди показывать картинки, а вы  должны к ним подбирать слова. Если слово  пишется с буквой о после шипящей и ц, то вы присаживаетесь на корточки. А если в слове после шипящей и ц должна быть буква е, то вы, стоя на носочках,  тянете  руки  высоко над собой.
Проведение минутки отдыха проходит  под музыкальное сопровождение.
V. Закрепление полученных знаний (8 минут)
Учитель: Ну, немножко отдохнули. А теперь в  путь с новыми силами! Какое следующее испытание нас ждёт? Посмотрите на карту.
Ученики:  задание-испытание  «Выручи друга». Слайд №23
Учитель: Ваш товарищ оступился и упал в яму, чтобы помочь ему выбраться, вы должны работать вместе, помогая друг другу, договариваясь о своих действиях, то есть работать слаженно.

Работа в парах.

На каждую парту даётся текст с пропущенными словами на изучаемую орфограмму.
Задание: подобрать  пропущенные слова, выделить изучаемую орфограмму.
Текст.
Как родник назвать?.. (ключом)
Ну, а доктора?.. (врачом)
А холодное оружье с древних лет зовём … (мечом).
Дом из веток?...(шалашом)
А границу, между прочим, называют … (рубежом).

Учитель: При необходимости обращайтесь к алгоритму.
Учитель: А теперь посмотрим, смогли ли вы спасти своего друга? Проверьте работу своего соседа по парте.
Открываются ответы на интерактивной доске. Слайд №24
Ученики: проводят взаимопроверку, сверяя ответы одноклассника с ответами на интерактивной доске: ключом, врачом,  мечом, шалашом, рубежом.
Учитель: оцените работу своего товарища:0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок – «2».
Ученики оценивают работу своего одноклассника по предложенным критериям.
Учитель: А почему у вас именно буква О в словах?
Ученики: потому что она во всех словах стоит под  ударением.
Учитель: Здорово! Вы настоящие друзья, друг друга не оставляете в беде. Но дорога к заветному кладу становится всё уже и уже. Все мы не сможем пройти, придётся нам разбиться на группы и выполнить ещё одно задание. Скажите, глядя на карту, какое?
 Ученики: «Дружба!»  Слайд №25

Работа в группах
Учащиеся разбиваются на 3 группы  (по рядам). Каждой группе даётся карточка со словами  на изучаемую орфограмму.
Учитель: Ребята, используя данные слова, составьте текст так, чтобы в каждом предложении встретилось хотя бы одно слово (форму слова менять нельзя!). Текст озаглавьте.

Группа слов №1: работницей, зверинцем, лисицей.
Группа слов №2: больницей, шприцом, близнецом.
Группа слов №3: гостинцем, братцем, сестрицей.
Учитель: Зачитайте, что у вас получилось.  Слайд №26
Ученики:                                Прививка от гриппа.
Перед больницей  я очень волновался. Но с братом близнецом идти было не так страшно. Вот в кабинет вошла медсестра со шприцом. Она нам сделала прививки от гриппа. Теперь мы не болеем.
Учитель: Молодцы! Не растерялись, справились с заданием и ещё раз доказали, что вы – команда и смогли добраться  до желанной цели!
-А вот то самое место, где зарыт клад. Слайд №27   
Но чтобы его раскопать, нам надо решить тест. Посмотрим, как вы запомнили алгоритм и сможете ли применить его для решения этой задачи. Ответы запишите в тетрадь.

V. Самостоятельное применение знаний (6 минут)
Учитель: Ребята, на вашем компьютере  есть ссылка на образовательный тест: http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-pravopisanie-o-e-posle-shipyashhix-i-cz-v-okonchaniyax-sushhestvitelnyix.html(Приложение №1)
Ваша задача: пройти тест онлайн, сделать скриншот результата своей работы и отправить мне на электронную почту.
Ученики на своих компьютерах заходят в тест онлайн по указанной ссылке и выполняют задания.
Учитель: Результаты данного тестирования будут выставлены в систему АСУ РСО.
Ученики автоматически получают отметки за выполнение теста онлайн.
Учитель: Давайте посмотрим, какие результаты имеет каждый из вас. (идёт подсчёт количества «5», «4», «3», «2»).
Учитель: Молодцы какие! все справились на «5» и «4»! Ребята, а где клад? Кто из вас догадался?
Ученики: это отметки за урок.
Учитель: Верно, как хорошо, что  сегодня многие вернутся домой с кладом и порадуют своих родителей.

VI. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты)
Учитель: А чтобы не скучать нам на обратном пути, возьмём с собой задание, кому какое понравится. Слайд №28. д/з    (разноуровневое)
Также вы можете дома зайти на сайт  «Школьного помощника»  http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=o_e_v_okonchaniax_sush
и выполнить  упражнение в интернет ресурсе, а результат  своей работы прислать мне на электронную почту. (Приложение 2)
Учитель: Ребята, какую орфограмму мы сегодня выучили на уроке?
Ученики: «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Учитель: Чем орфограмма «Правописание Ё-О после шипящих в корне слова» отличается от орфограммы «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»?
Ученики: в разных морфемах пишутся гласные буквы, и во второй орфограмме добавляется буква ц.

VII. Рефлексия  (3 минуты)
Учитель: Ребята,  всё ли вам удалось на уроке? Какие трудности у вас появлялись при решении задач-испытаний?
Ученики: да, мы справились со всеми заданиями урока. Нам всегда приходилось возвращаться к алгоритму, чтобы не ошибиться в выборе буквы о/е после шипящей и ц.

Учитель:  Оцените свою работу, заполнив таблицу. ( Учащиеся получают листы самооценивания и заполняют их). Слайд №29

Комментариев нет:

Отправить комментарий